Новые обязанности банков по защите клиентов от мошенников
31.05.2025
Новые обязанности банков по защите
клиентов от мошенников
В целях защиты клиентов от мошенников
внесены следующие изменения в ФЗ «О банках и банковской деятельности,
вступающие в силу с 01.09.2025, обязывающие кредитные организации:
- в случаях, предусмотренных
законами, предоставить органу, осуществляющему оперативно-разыскную
деятельность или обеспечение безопасности РФ, запрошенные сведения с
использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия;
- до выдачи наличных со счетов с
использованием банкомата осуществить проверку наличия добровольного согласия
клиента, имеющего платежную карту (признаки отсутствия такого согласия
устанавливаются Банком России и размещаются на его официальном сайте). При
наличии таковых на 48 часов с момента направления запроса на выдачу денег
ограничить ее суммой не более 50 тыс.руб. в сутки и незамедлительно уведомить
клиента о причинах ограничения;
- при получении из базы данных
Банка России информации, относящиеся к клиенту и (или) его электронному
средству платежа о случаях и попытках осуществления переводов денежных средств
без его добровольного согласия, ограничить выдачу наличных денежных средств с
использованием банкоматов на сумму не более 100 тысяч рублей в месяц, на период
нахождения сведений в указанной базе данных;
- использовать иностранные мессенджеры
для звонков и сообщений клиентам;
- при предъявлении доверенности на
получение от имени клиента наличных денежных средств зафиксировать данный факт
и обеспечить хранение копии такой доверенности в течение 5 лет с даты
предъявления или выдачи наличных денежных средств;
- обеспечить клиенту - физическому лицу
по соглашению с кредитной организацией и уполномоченным им лицом возможность
подтверждать совершение операции по переводу денежных средств с банковских
счетов (вкладов) клиента в пользу третьих лиц, получению наличных денежных
средств с них, в том числе с использованием банкомата;
- обеспечить клиенту право выбора
операций по переводу денег, а также банковских счетов, операции по которым
требуют подтверждения уполномоченного лица;
- незамедлительно, в порядке,
определенном соглашением, отправлять уведомления уполномоченному лицу;
- приостановить прием к исполнению
распоряжения клиента - физического лица при совершении операции по переводу
денежных средств (за исключением операции по переводу денежных средств с
использованием платежных карт или сервиса быстрых платежей платежной системы
Банка России) до момента получения подтверждения совершения операции по
переводу денежных средств от уполномоченного лица; отказать клиенту в
совершении операции по переводу денежных средств с использованием платежных
карт или сервиса быстрых платежей платежной системы Банка России либо в
совершении операции по получению наличных денежных средств, если соответствующая
операция относится к операции, требующей подтверждения уполномоченным лицом;
- в местах оказания услуг (в том числе
на своем официальном сайте в сети "Интернет" и в мобильном приложении
(при его наличии) размещать информацию о праве клиента на основании соглашения
наделить лицо статусом уполномоченного лица для получения подтверждения
совершения таким клиентом операции по переводу денежных средств или операции по
получению наличных денежных средств, о порядке наделения лица статусом
уполномоченного лица и лишения лица этого статуса, требованиях к
уполномоченному лицу и об условиях осуществления им своих полномочий, о
стоимости услуг кредитной организации за информирование уполномоченного лица и
клиента о подтверждении (либо об отклонении) соответствующей операции
уполномоченным лицом либо о безвозмездности такого информирования.
Подтверждение или отклонение операции
должно быть направлено уполномоченным лицом не позднее 12 часов, если более
короткий срок не будет установлен соглашением.
Одновременно законом
запрещено сотрудникам госучреждений, банков и операторов связи
использовать иностранные мессенджеры для звонков и сообщений клиентам.
Продавцам на маркетплейсах предоставлено
право пройти верификацию через Госуслуги и получить специальную отметку, что
позволит покупателям быть уверенными в надежности поставщиков.
Сервису «Госуслуги» запрещено отправлять
сообщения пользователям для входа в аккаунт во время телефонного разговора. Код
доступа будет поступать после его завершения, что исключит возможность для
злоумышленников удерживать внимание абонента и требовать назвать код из СМС.
Гражданам предоставлена возможность на
Госуслугах и в МФЦ запретить заключение договоров связи без личного
присутствия.
(Федеральный закон РФ «О создании
государственной информационной системы противодействия
правонарушениям, совершаемым с использованием информационных и коммуникационных
технологий, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской
Федерации» от 01.04.2025 № 41-ФЗ, вступающий в силу с 01.06.2025)